ОХРАНА ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ

ОХРАНА ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ (consumer's rights protection) - общественное движение и административно-правовая деятельность государства по защите интересов и прав потребителей. В настоящее время сложилось и действует "потребительское" право (consumer's law) как самостоятельное направление права, представляющее собой совокупность норм, правил и инструкций, направленных на защиту потребителей на рынке товаров и услуг. Во многих странах имеется специальное законодательство по О.п.п., в других эти функции выполняют статьи гражданских кодексов. В большинстве развитых стран имеются правительственные ведомства, занимающиеся О.п.п. Во Франции, например, таким учреждением является Министерство по делам потребителей, в Великобритании - Ведомство генерального директора по вопросам частной торговли, в США - Федеральная комиссия по торговле. Потребители, в свою очередь, создают собственные организации, имеющие массовый характер. Ассоциации и кооперативы потребителей объединяются в федерации или палаты, которые, в свою очередь, создают международные объединения типа "Еврокооп" - Европейского сообщества кооперативов потребителей (свыше 20 млн. индивидуальных и коллективных членов). В 1973 г. Комиссия Европейских сообществ учредила службу защиты потребителей стран - членов Европейского союза (ЕС), в рамках которой осуществляется Европейская программа защиты прав потребителей. Программа провозгласила право потребителя на защиту здоровья и безопасность, на защиту экономических интересов, на информацию и образование, на представительство (право быть услышанным) и на обращение с жалобой. Программа предусматривает разработку единого для ЕС законодательства по О.п.п., создание службы наблюдения и контроля за соблюдением его норм, создание службы информации и образования в области О.п.п., контроль за ценами. Генеральная Ассамблея ООН в 1985 г. приняла руководящие принципы для защиты интересов потребителей, в которых намечены основные направления деятельности в этой сфере во всемирном масштабе. К ним относятся: обеспечение физической безопасности потребителей; защита экономических интересов путем обеспечения удовлетворительных технических и эксплуатационных характеристик продукции, усиления мер контроля за недобросовестной конкуренцией, обеспечения надлежащего обслуживания и снабжения запчастями, распространения надлежащей информации; разработка норм безопасности и качества потребительских товаров и услуг; содействие созданию потребительских ассоциаций и кооперативов; разработка процедур компенсации потребителям за ущерб, понесенный в результате нарушения потребительских прав; разработка программ просвещения потребителей как неотъемлемой части системы образования. За рубежом популярен термин "консьюмеризм" (consume - потреблять), под которым понимается весь комплекс взаимоотношений потребителей с производителями (поставщиками товаров) и сферой обслуживания. Консьюмеризмом также называют общественное движение в защиту потребителей и соответствующее направление экономической политики иностранных государств. В апреле 1992 г. в РФ вступил в действие Закон "О защите прав потребителей", в котором устанавливаются и защищаются права российских потребителей при продаже товаров, выполнении работ и оказании услуг, устанавливается требуемый объем и характер государственной и общественной защиты прав потребителей. Общая направленность закона - расширение прав потребителей, которые для их защиты могут обращаться в суд. Соответствующие государственные органы РФ в случае нарушения прав потребителей могут давать обязательные предписания о прекращении этих нарушений и за невыполнение налагать на изготовителей, продавцов и исполнителей штраф, снимать отдельные товары с производства и запрещать их реализацию.