НОВЫЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ПОРЯДОК

НОВЫЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ПОРЯДОК - программа изменений в системе международных экономических отношений, выдвинутая развивающимися странами и нашедшая отражение в ряде документов, принятых ООН и Конференцией ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД). Катализаторами активности развивающихся стран в борьбе за изменение своей роли в мировом хозяйстве были успехи, достигнутые нефтедобывающими странами в борьбе за увеличение в свою пользу доли средств, полученных от продажи нефти. На конференции неприсоединившихся стран в Алжире в 1973 г., а затем на конференциях в рамках ООН, особенно на VI и VII специальных сессиях Генеральной Ассамблеи ООН в 1974 г., на конференциях "Север-Юг" в Париже (декабрь 1975 г. - май 1977 г.), развивающиеся страны поставили вопрос о радикальной реорганизации мировой торговли и выдвинули программу Н.м.э.п. Программа была включена в повестку дня IV сессии ЮНКТАД в г. Найроби в 1976 г. Эти вопросы обсуждались и на следующих сессиях ЮНКТАД. Практически все требования, когдалибо выдвигавшиеся развивающимися странами, нашли свое выражение в программе установления Н.м.э.п. Среди этих требований: увеличение объема помощи, отсрочка погашения долгов, предоставление большего права голоса в Международном валютном фонде (МВФ), контроль над деятельностью транснациональных компаний на территории развивающихся государств, расширение передачи передовой технологии, увеличение доли в транспортировке и страховом деле, снижение пошлин развитыми странами на ввоз готовых изделий и продуктов переработки сельскохозяйственного сырья и т.д. На IV сессии ЮНКТАД была принята разработанная секретариатом этой организации так называемая интегрированная программа, которая рассматривалась развивающимися странами как важное средство решения проблемы стабилизации доходов от экспорта сырья. Для достижения этой цели в интегрированной программе намечалось расширение практики заключения международных товарных соглашений, предусматривающих в случае необходимости создание международных буферных запасов. Мероприятия по стабилизации рынка должны были охватывать 18 сырьевых товаров, на которые приходится около 60% всего сырьевого экспорта (без топлива) развивающихся стран. Эти товары - какао, кофе, сахар, чай, хлопок, джут, сизаль, каучук, медь, олово, железная и марганцевая руды, бокситы, фосфаты, древесина тропических пород, мясо, бананы, растительные масла и маслосемена, причем первые десять из них считаются "ключевыми" с точки зрения интересов развивающихся стран. Для финансирования создания буферных запасов сырьевых товаров образован Общий фонд ООН по товарам. Интегрированная программа исходила также из необходимости поощрения развития в освободившихся странах промышленности по переработке местного сырья, диверсификации их экспорта, более широкого участия в международных перевозках и реализации сырья. Хотя борьба развивающихся стран за Н.м.э.п. дала им определенные результаты в плане условий реализации на мировом рынке сырьевых товаров, уступок им со стороны промышленно развитых стран в таможенно-тарифном режиме и по ряду других направлений, изменения, которые произошли в дальнейшем в соотношении сил на мировой арене, усилившаяся дифференциация самих развивающихся стран и, соответственно, появление разных интересов у разных групп стран ослабили их общие позиции в мире. Многие требования, выдвигавшиеся в ходе борьбы за Н.м.э.п., оказались отодвинутыми на задний план.