МЕЖДУНАРОДНАЯ ТОРГОВЛЯ

МЕЖДУНАРОДНАЯ ТОРГОВЛЯ - обмен товарами и услугами между государственно-оформленными хозяйствами. М.т. зародилась в глубокой древности. Однако поскольку все докапиталистические способы производства базировались на натуральном хозяйстве, в международный товарооборот вовлекалась лишь небольшая часть производимой продукции. Развитие капитализма, являющегося товарным производством, которое в интересах роста прибыли должно постоянно увеличиваться, ведет к значительному расширению масштабов М.т. Если в начале в М.т. участвовали более развитые страны, то по мере развития капитализма в нее вовлекалось все большее число стран мира. Уже в XVI-XVII вв. зарождается, а в начале XIX в. принимает развитые формы мировой рынок. М.т. - основная форма международных экономических отношений, которая опосредствует многие другие формы этих отношений. В частности, развитие международной специализации и кооперирования производства, международного научно-технического сотрудничества находит отражение в расширении обмена товарами и услугами между странами. Если в прошлом М.т. включала в себя практически только обмен товарами, то в настоящее время увеличивается международный обмен услугами. На динамику и структуру М.т. оказывает влияние развитие производительных сил, структура мирового производства. В XIX в. в М.т. преобладали сырье, продовольствие и текстильные изделия. В современных условиях, в связи с углублением международной специализации и кооперирования, прежде всего в сфере промышленности, в товарной структуре М.т. существенно возросла доля готовых промышленных товаров, особенно машин и оборудования. Стремясь к изменению своей роли в международном разделении труда развивающиеся страны также добились повышения доли промышленной продукции в своем экспорте. Как проявление тенденции к интернационализации производства рост М.т. тесно связан и с усилением интернационализации капитала, повышением роли транснациональных корпораций в мировом хозяйстве, в руках которых находится сейчас около 2/3 мирового экспорта, в том числе 1/3 экспорта приходится на их внутрикорпоративный оборот. Большая часть М.т. (около 3/4) осуществляется основными промышленно развитыми странами - США, Японией, странами Европейского союза (ЕС). Значительная часть их товарооборота приходится на их взаимную торговлю. Важным регионом М.т. является Западная Европа (свыше 45% всего международного товарооборота), где интеграционные процессы стимулировали рост взаимного товарооборота. Доля торговли промышленно развитых стран с развивающимися относительно снизилась. Основными торговыми партнерами развивающихся стран остаются развитые страны (на них в среднем приходится около 70% их внешнеторгового оборота). В последние годы развивающиеся страны уделяют большое внимание расширению взаимного экономического сотрудничества, развертывается деятельность их интеграционных группировок. Несколько увеличилась доля взаимной торговли развивающихся стран (сейчас около 24% их внешнего товарооборота). Изменение структуры М.т. ведет к появлению новых форм ее организации. Если в условиях преобладания в М.т. сырья и продовольствия важную роль играли специализированные внешнеторговые фирмы (экспортные, импортные, экспортно-импортные), товарные биржи, аукционы, то рост доли машин и оборудования в товарообороте ведет к повышению роли самого производителя во внешнеторговых операциях, расширению прямых связей между продавцом и покупателем. Рост М.т., который в послевоенные годы происходил довольно высокими темпами, связан с улучшением торгово-политического режима в отношениях между странами, его либерализации, появлению международных организаций, способствующих торговым обменам. Существенную роль в улучшении условий М.т. играет Генеральное соглашение по тарифам и торговле (ГАТТ), основанное на признании режима наибольшего благоприятствования и в котором участвует большая часть стран мира. С 1995 г. ГАТТ преобразовано во Всемирную торговую организацию (ВТО). Влияет на оздоровление климата в М.т., особенно на улучшение условий торговли для развивающихся стран, деятельность Конференции ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД).