ЛИЦЕНЗИОННАЯ ТОРГОВЛЯ

ЛИЦЕНЗИОННАЯ ТОРГОВЛЯ - реализация на возмездной основе результатов научно-технических и опытно-конструкторских работ (НИОКР) в виде продажи лицензий и ноу-хау на внутреннем и мировом рынках. Причины быстрого роста Л.т., формирования мирового рынка научно-технической мысли состоят прежде всего в огромном значении, которое приобрели в условиях научно-технической революции (НТР) научно-технического знания для развития производства. Объективно идет процесс углубления международного разделения труда в сфере НИОКР, а Л.т. представляет собой международный обмен их результатами. Страны, не обладающие новейшими научно-техническими знаниями в тех отраслях производства, которые у них развиваются, заинтересованы в скорейшем получении этих знаний. С другой стороны, страны, добившиеся существенных результатов в научных исследованиях, заинтересованы в продаже лицензий с тем, чтобы покрыть свои затраты на НИОКР, которые сейчас достигают огромных размеров. Причина развития продажи лицензий состоит и в том, что владельцу патента часто экономически невыгодно использовать его самостоятельно, особенно это характерно для патента, зарегистрированного в иностранном государстве. Продажа лицензии позволяет получать доходы, не производя каких-либо дополнительных вложений капитала. Вместе с тем обладатели научных достижений стремятся к использованию своего преимущества для господства на рынке. При продаже лицензий обладатели научно-технических знаний добиваются от покупателя ограничения сферы их применения, оговорив это в лицензионных соглашениях. Продажа лицензий является одной из самых прибыльных внешнеэкономических операций. При относительно небольшом удельном весе лицензионных операций они дают около 7% всей прибыли, получаемой в международной торговле. Среди всех видов лицензионных сделок около половины приходится ныне на патентные лицензии с обязательством передачи покупателю технических знаний, опыта и секторов производства, около 25-30% - па лицензии, основанные на передаче лишь секретов производства. Объектами лицензионных сделок ныне стали также торговые марки, фирменные наименования, но они имеют меньшее значение, так как используются лишь в сфере обращения. Передача лицензий на безвозмездной основе в практике встречается весьма редко. Исключение составляет лишь практика безвозмездной передачи фирмами лицензий своим филиалам или дочерним компаниям. Безвозмездная передача лицензий независимым фирмам применяется лишь как средство расширения рынка сбыта своих товаров. В этих целях фирме, получающей лицензию без уплаты вознаграждения, вменяется в обязанность покупка у фирмы-лицензиара деталей, узлов или частей лицензируемого изделия. Усиление процесса интернационализации производства и капитала, приведшее в последнее десятилетие к образованию транснациональных корпораций, которые используют международную "торговлю" патентами и лицеизиями, с одной стороны, как орудие проникновения в новые сферы экономики других стран, а с другой - как средство скрытого перераспределения финансовых средств, в том числе перевода полученных прибылей под видом платежей за патенты и лицензии от своих филиалов и дочерних компаний в разных странах. В отдельные годы около 75% доходов США от экспорта лицензий составляют поступления от "родственных" фирм, т.е. дочерних предприятий американских транснациональных концернов. В последнее время в сфере международных лицензионных отношений усиливается роль западноевропейских корпораций. Они не только расширяют экспорт лицензий в США, но и используют свои филиалы в США в значительной степени как орудие проникновения в сферу научно-технических исследований и разработок с целью получения доступа к новой передовой технологии, что позволяет им укрепить свои позиции в конкурентной борьбе. Лицензии не только приносят прямые доходы, но и в современных условиях являются важной формой борьбы компаний за товарные рынки. Очень часто продажа лицензий зарубежной фирме является для фирмы-владельца (лицензиара) первым этапом освоения нового рынка. Не располагая капиталами и производственными возможностями для выпуска нового продукта в количествах, достаточных для выхода на рынки всех стран, фирма с помощью продажи лицензий фактически включает в процесс освоения продукта новые капиталы и новые производственные мощности, требует от лицензиата высокого качества продукции, выпускаемой по лицензии. Через некоторое время, когда ее собственные предприятия существенно увеличивают выпуск продукта, фирма-лицензиар сама выходит с ним на рынки других стран. При этом покупатели уже знакомы с данным продуктом. Фирмы, купившие лицензию, затратили средства на рекламу, потребители имели возможность непосредственно оценить свойства продукта. Возможности реализации этого продукта становятся более ясными. Продажа лицензий может и непосредственно способствовать расширению экспорта. Во многих лицензионных соглашениях лицензиар требует от лицензиата постоянной закупки определенных деталей, узлов или какого-либо сырья. Наконец, продажа лицензий может быть первым шагом к установлению контроля над зарубежной фирмой, особенно если лицензиатом является небольшая или даже средняя по размерам фирма. Уже тот факт, что фирма-лицензиар контролирует деятельность фирмылицензиата в отношении объемов продукции, суммы прибыли, технических условий производства, а также требует закупки определенных деталей, ставит последнюю в зависимое положение. В целях осуществления своего контроля над лицензиатом, лицензиар соглашается принимать, а иногда и требует в виде лицензионного вознаграждения акции фирмы-лицензиата. Вместе с тем большой экономический эффект приносят лицензионные операции и покупателям лицензии. Во многих случаях покупка лицензии оказывается дешевле, чем вложения в собственные научные разработки того или иного производственного процесса. К тому же приобретение лицензии позволяет выиграть время, что ныне стало важным фактором в конкурентной борьбе, так как в условиях научно-технической революции происходит быстрое моральное старение товаров и технологических процессов их производства. Например, покупка лицензий за границей, которая широко применялась в послевоенные годы японскими компаниями, позволила им ускорить темпы научно-технического прогресса, высокими темпами поднимать производительность труда, снижать издержки производства и способствовать быстрому выдвижению Японии на мировых рынках. Однако страна не может ориентироваться только на импорт научно-технических знаний. Такое положение означало бы для нее фактически постоянное отставание в этой области от других стран. Так, широко используя для своего развития импорт лицензий, Япония, например, уже с середины 60-х гг. стала испытывать трудности из-за отсутствия собственного мощного научно-технического потенциала, что заставило правящие круги Японии взять курс на развитие собственных научных исследований.